Дмитрий Лисовицкий: «В Узбекистане наступает цифровой рассвет»

02.11.2018

Банки Узбекистана повернутся лицом к народу, с каждым месяцем клиенты начнут получать всё больше услуг, считает вице-президент компании Suntronix Дмитрий Лисовицкий.

Узбекистан взял курс на цифровизацию банков. Летом Центральный банк впервые ввел в законодательство термин «цифровой банк», январским постановлением президента регулятору поручено усовершенствовать дистанционное банковское обслуживании посредством инновационных банковских технологий.

Вице-президент компании Suntronix в странах EMEA Дмитрий Лисовицкий рассказал Spot, в каком направлении будут развиваться банки Узбекистана и какие проблемы необходимо решать в первую очередь на пути цифровизации.

Дмитрий Лисовицкий

Вице-президент компании Suntronix в странах EMEA.

 - В Узбекистане уникальная ситуация. Мы называем ее «цифровой рассвет или расцвет». Рынок страны открылся, перед банками предстали новые вызовы, правительство дало курс на цифровизацию банковской системы.

Компания Suntronix — международный эксперт по проектам в области трансформации и автоматизации бизнес-процессов. За много лет наработан огромный опыт в различных отраслях: финансы, крупная промышленность, телеком, интернет-провайдеры.

Исторически в Узбекистане мы больше сотрудничаем с банками. Для них мы оказываем широкий спектр услуг. Сперва разрабатываем долгосрочную стратегию развития. После утверждения концепции развития приступаем к пошаговой ее реализации: подбор, поставка и наладка оборудования, выбор лучшего программного обеспечения, мобильных приложений, интеграция всех программных продуктов.

Клиенты оценили нашу стратегию, которая заключается в создании уникальных IT-союзов. Для быстрой цифровой трансформации бизнеса мы привлекаем ведущих специалистов из разных стран и используем лучший мировой опыт. На глобальном уровне сотрудничаем с крупнейшими IT-компаниями — IBM, Oracle, SAP, консультационными компаниями — «большой четверкой».

На локальном рынке нашим стратегическим партнером является IT-компания Expera с более чем 15-летним опытом работы. Таким образом происходит симбиоз глобальных информационных решений и опыта местного партнера, который помогает наилучшим образом разработать и реализовать концепцию развития компании.

Узбекистан для нас — интересный и динамически развивающийся рынок, на котором мы работаем с 2014 года. В стране происходят глобальные перемены. С открытием рынка банки стремятся достичь мирового уровня, встать в один ряд с ведущими представителями сферы.

Уникальность ситуации еще и в том, что в банковской системе практически нет закостенелых систем, от которых невозможно отказаться. Думаю, резкий скачок можно будет сделать за два-три года. Ведь все технологии разработаны, все ошибки пройдены в других странах. Узбекистану остается только это применить. Главное — у банков есть такая потребность, они готовы к переменам.

Для прорыва нужна инфраструктура: речь идет о центрах обработки данных, высокоскоростных и безопасных каналах передачи данных. Простой пример: в России 90% кредитов в «Сбербанке» одобряет робот в течение минуты. Клиентам даже нет необходимости посещать офис, можно оформить всё через интернет и получить деньги на свой счет.

Так IT-систему видят клиенты банков. Но есть ее невидимая сторона — десятки, сотни серверов, систем связей, база данных, в которую должна быть внесена информация о том или ином заемщике. Это огромная работа, которую конечный пользователь не видит. Это тот самый фундамент, над созданием которого мы работали с большинством банков Узбекистана. Он примет на себя нагрузку в виде многочисленных запросов населения.

Благодаря цифровизациии банков с каждым месяцем пользователи будут получать всё больше удобств, новых сервисов в банках. Такова мировая тенденция — услуги становятся более удобными и понятными для конкретного человека.

Например, в США офисы банков заменяют банкоматы, которые выполняют все операции. Такие же используются в соседнем Казахстане. Halyk Bank установил 415 банкоматов по всей стране. Клиенты получили возможность быстрого доступа к обслуживанию, сам же банк сократил операционные расходы. Клиенты могут через банкомат открыть счет, перевести деньги, даже получить карту. Всё это время на экране с ними на связи операторы банка, которые заменяют офисных менеджеров.

Минимизировать походы клиента в офисы обслуживания стараются и в России. Яркий пример — «Тинькофф Банк», который полностью сфокусировался на дистанционном обслуживании.

В Узбекистане в этом направлении будет сделан большой рывок. Начинать можно практически с чистого листа, потому что розничного бизнеса в банковской системе практически не было.

Сейчас банки Узбекистана поворачиваются лицом к народу. Если раньше они больше работали с корпоративным сектором, то сейчас им стоит обратить внимание на вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, работу с частными лицами.

Нужно будет делать всё, чтобы человек хотел прийти в конкретный банк. Для этого дизайн отделений будет оформляться в более дружественном стиле. Обслуживание должно быть быстрым и удобным, для этого банки должны будут модернизировать свою внутреннюю систему. К примеру, появятся сервисы одного окна, когда не нужно будет обращаться сначала к кредитному менеджеру, потом еще куда-то, затем идти в кассу. Всё это будет решаться практически онлайн.

Помимо внутренней работы, которую банки уже начали вести, им придется выходить на уровень правительства с инициативами по реформе законодательства в сфере банковского дела.

Еще один немаловажный аспект — вопрос национальной безопасности и суверенитета. Если банки не успеют трансформироваться, то велики риски прихода на рынок игроков с российского, американского рынков, которые могут «поглотить» национальную банковскую систему. Независимая банковская система, которая поддерживает страну, не должна опираться на иностранные банки.

Но мы не видим непреодолимых препятствий. Для рынка Узбекистана это будет взрывное развитие информационных систем и услуг на их основе. Как мир был создан в результате большого взрыва, так и здесь — всё одновременно «выстрелит»: государство приведет в порядок законодательство, будут налажены каналы связи и создана инфраструктура, а банки запустят технологии, которые к тому времени уже будут у них готовы. Одним утром вы проснетесь в совершенно другом мире.

Источник: https://www.spot.uz/ru/2018/11/02/suntronix/

Форма обратной связи: