Как дата-центры увеличивают скорость операций и улучшают обслуживание в банках

28.08.2020

Как дата-центры увеличивают скорость операций и улучшают обслуживание в банках

Руслан Михеев, Директор по продажам компании Expera, рассказал о значении центров обработки данных (ЦОД), текущих сложностях и будущем дата-центров в Узбекистане.

Почему ЦОДы так важны для рынка банковских услуг?

Слоган известного мотивационного спикера Тони Роббинса «Развивайся или умри» точно отражает сегодняшнее состояние рынка банковских услуг. Если раньше запуск одного продукта занимал до четырёх-шести месяцев, то сегодня, например, ПАО «Сбербанк» выпускает новые продукты ежедневно. Люди требуют увеличить скорость операций и улучшить обслуживание, что приводит банкиров к мысли: «Нужно как можно быстрее решать задачи обработки и хранения информации». ЦОДы решают даже не боли, а «комплексы болей». Например, модернизация устаревшего оборудования в разы ускоряет финансовые операции и тем самым увеличивает конкурентоспособность банка.

Ощущаете ли вы рост спроса? Кто сегодня заинтересован в дата-центрах?

Ощущаем. Expera работает на рынке Узбекистана более 20 лет и за эти годы реализовала 50+ подобных проектов, 20 из которых — построение дата-центров с нуля, а 30 — модернизация устаревших ЦОДов. Спрос на ЦОДы существенно возрос в последние пять лет. Не последнюю роль в этом играет курс государства на построение цифровой экономики.

Интерес к дата-центрам в данный момент идёт со стороны крупного бизнеса. Среди наших клиентов АО «Узнацбанк» (НБУ), АКБ «Асака», АКБ «Узпромстройбанк», АК «Народный Банк», АКБ «Агробанк», АКБ «Микрокредитбанк», ЧАКБ «Ориент Финанс», ЧАБ «Трастбанк», ГП «НГМК», АО «Алмалыкский ГМК», АО «Узбекуголь», Госкомземгеодезкадастр, ООО «COSCOM» (Ucell) и ООО «Unitel» (Билайн) и другие.

Насколько хорошо банковский бизнес понимает важность ЦОДов? Приходится ли вам убеждать банки в необходимости модернизации дата-центров?

Раньше мы действительно прилагали усилия для того, чтобы убедить банки и предприятия в необходимости ЦОДов. Но сегодня практически все понимают важность развития цифрового банкинга, который требует собственных дата-центров.

Сейчас у банков другая проблема: на внутреннем рынке нехватка высококвалифицированных специалистов с опытом реализации крупных цифровых проектов. Поэтому они ищут партнёра, который подойдёт к задаче комплексно: оценит требуемые ресурсы, обоснует расчёт, развернёт строительство и будет впоследствии поддерживать ЦОДы. Могу сказать, что и нам иногда не хватает местных ресурсов, поэтому для масштабных задач Expera привлекает экспертов из-за рубежа.

Каковы тенденции в сфере развития дата-центров в Узбекистане и в странах СНГ?

Из-за пандемии вырос спрос на информационные системы и как следствие увеличилась нагрузка на ЦОДы. Она возросла до уровня, который планировалось достичь только в следующем году. Это связано с увеличением количества онлайн-платежей, обращений, заявок по кредитам и тем, что банковские услуги активно переводятся на дистанционное обслуживание (мобильное приложение, банкоматы, точки самообслуживания).

Нам даже пришлось активировать у клиентов «спящие ресурсы». Технология называется IBM Capacity on Demand и позволяет оперативно на временной или постоянной основе увеличить возможности системы. Это удобно при работе в пиковые часы или в случае форс-мажоров вроде пандемии. Компания IBM вообще является признанным мировым лидером в части разработки гибких решений.

Также развитие банковских ЦОДов в странах СНГ связано со всеобщей цифровизацией. По прогнозам компании IDC к 2025 году глобальный объём данных способен вырасти более чем в 10 раз. Сегодня банки идут в сторону создания гипермасштабируемых ЦОДов. Примером является ЦОД ПАО «Сбербанк» — самый большой в России, а также один из крупнейших и мощнейших дата-центров в Европе. Он обеспечивает рекордно высокую скорость передачи данных — 1 000 ГБ в секунду.

Как модернизация ЦОДов влияет на работу банка? Можно ли измерить выгоду в конкретных цифрах?

Приведу пример из недавнего опыта. После модернизации ЦОДа в одном из банков:
1. время формирования отчетов сократилось на 30-40%;
2. время открытия и закрытия операционного дня АБС Банка сократилось на 50-55%;
3. количество обрабатываемых транзакций в секунду увеличилось в 2-3 раза.

Есть еще более яркий пример, который был в другом крупном банке, после смены серверной платформы и перехода на предложенное нами промышленное решение, открытие операционного дня сократилось в пять раз: с 10-11 часов до 2 часов. Это очень важно, потому что несвоевременное открытие и закрытие дня задерживает все клиентские операции и грозит банку санкциями от Центрального Банка.

А видят ли положительный эффект клиенты банка?

Для конечных пользователей выгода заключается в повышении качества обслуживания. Это, например, доступность услуг 24/7, ускоренная обработка их данных банковскими системами. Мощные дата-центры дают банку ресурсы для внедрения новых услуг. Тут можно вспомнить недавно запущенный новый продукт от одного из банков: кредит овердрафт, получаемый онлайн и за 2 минуты вместо распространенных 2-3 дней. Без соответствующих цифровых мощностей это было бы невозможно.

С какими трудностями вы сталкиваетесь при построении дата-центров в Узбекистане?

Не всегда процессы идут с той же скоростью, как на других рынках. Если за рубёжом от старта проекта до полной сдачи системы уходит несколько месяцев, то в Узбекистане это может затягиваться на 1-2 года.

Это обусловлено несколькими причинами:

  • сложные закупочные процедуры. На утверждение и согласование проекта и закупки оборудования во всех инстанциях уходит до полугода. При этом запрос банков на цифровую трансформацию обновляется каждый месяц;
  • отсутствие готовых площадок. Банкам приходится строить отдельное здание для ЦОДа;
  • качество и скорость работы внешних подрядчиков. Они отвечают за ряд работ: электропитание, кондиционирование, миграция информационных систем и т.д. Соответственно, скорость запуска нового центра обработки данных также привязана к ним.

Как будет развиваться рынок банковских ЦОДов в Узбекистане в ближайшие годы?

Рынок развития дата-центров будет во многом перенимать опыт стран, уже прошедших этот нелёгкий путь развития. Однако Узбекистан получил важное преимущество — накопленный опыт зарубежных специалистов. Все ошибки уже сделаны — нам остается их только учесть.

Скорее всего, основным драйвером развития станет государство, которое будет основным заказчиком дата-центров для своих предприятий. Это даст стимул для развития ЦОДов в банковской сфере, поскольку с увеличением количества операций и объемов обработки данных нужно будет «соответствовать».

Источник: https://probanki.uz/article/banks-and-data-centers

Форма обратной связи: