Квазигосдолг, приток и отток валюты, консолидация госактивов — на что обратить внимание Узбекистану в управлении госфинансами

28.08.2020

О том, какие важные моменты закрепила новая стратегия и на что еще стоит обратить внимание, пишет Николай Кичка, международный эксперт альянса компаний Expera-Suntronix

ФОТО: Баходир Саидов / Forbes Uzbekistan

Как Forbes.uz писал ранее, Узбекистан реформирует систему управления госфинансами на базе рекомендаций Международного валютного фонда и Всемирного банка. Согласно принятой Стратегии совершенствования системы управления госфинансами, планируется разработать основы среднесрочного бюджетирования и повысить надежность макрофискальных прогнозов за счет повышения институционального потенциала. 

Будут также повышены полномочия и подотчетность бюджетных распорядителей. Финансовую дисциплину планируется укрепить за счет унификации стандартов бюджетной отчетности. В результате планируется создать эффективную систему управления государственным долгом, уменьшить риски налогово-бюджетной системы, улучшить результативность и управляемость государственных инвестиций.

Николай Кичка

ФОТО: из личного архива

Николай Кичка

Разработка этой стратегии — необходимый шаг вперед, считает Николай Кичка, международный эксперт альянса компаний Expera-Suntronix с 18-летним опытом в области управления активами и пассивами, рисками и казначейскими операциями. О том, какие важные моменты закрепил документ и на что еще стоит обратить внимание, он пишет специально для Forbes.uz.

Нужно учитывать квазигосдолг

Узбекистан в 2019 году впервые в истории выпустил евробонды. И потенциал для дальнейшего использования данного инструмента с каждым годом будет расти. Кроме того, республика прибегает к займам у международных финансовых организаций, которым, безусловно, важно иметь доступ к отчетности в эквиваленте иностранной валюты.

Помимо внешнего долга, хотелось бы видеть в отчетах о размере госдолга и квазигосдолг — долг государственных предприятий. Этот показатель не учитывается при подсчете внешней задолженности, но влияет на решения международных инвесторов и кредиторов. По факту, если сложить внешний долг и квазигосдолг, то задолженность страны в процентах к ВВП возрастет.

Гармонизация и стандартизация отчетности

Это большой шаг к интеграции в мировое финансовое сообщество. Тут мы говорим о сопоставимости данных разных стран. Такая отчетность используется как для принятия решений о выдаче иностранного займа, так и для формирования региональной и мировой статистики по бюджетному дефициту, безработице, монетарной политике Центрального банка и т. п. Когда все говорят на одном языке, то нет необходимости приводить цифры к общему знаменателю.

«Внешний долг в иностранной валюте приведет нас к ловушке» — Атабек Назиров

«Внешний долг в иностранной валюте приведет нас к ловушке» — Атабек Назиров

Приведение отчетности к международным стандартам также повысит инвестиционную привлекательность Узбекистана. Это видно на примерах банковского и корпоративного секторов: внедрение МСФО, как правило, влечет за собой приток иностранного капитала. Дело в том, что национальные стандарты учета непонятны иностранным инвесторам, поэтому анализ информации отнимает у них много времени и сил. С отчетностью, составленной по международным стандартам, скорость принятия решений возрастет.

Баланс притока и оттока валюты

В ближайшее время Узбекистан неизбежно придет к расширению инструментария управления дефицитом бюджета. Это и евробонды, и внутренние облигации. Государственные долговые бумаги будут широко использоваться Центробанком в реализации монетарной политики для управления ликвидностью банковского сектора. Также спрос на облигации вырастет в корпоративном секторе. За счет ценных бумаг в национальной валюте правительство может привлекать средства от внутренних инвесторов — предприятий и физических лиц. 

Потери госбюджета Узбекистана из-за пандемии составили 8,4 трлн сумов

Потери госбюджета Узбекистана из-за пандемии составили 8,4 трлн сумов

Дефицит покрыли международные финансовые институты и поступления от размеще... →

В целом любой инструмент государственных финансов может работать эффективно и создавать эффект мультипликатора, при котором один сум бюджетных расходов превращается в десять сумов в экономике, тем самым стимулируя экономический рост.

В части управления государственным бюджетом при помощи международных займов у Узбекистана есть большое преимущество. Республика занимает одну из лидирующих позиций на мировом рынке золота. Соответственно, продавая драгметалл за пределы страны, Узбекистан обеспечивает себя источником средств для погашения займов, полученных в иностранной валюте.

Эти два процесса — приток и отток валюты — необходимо балансировать. Потенциальная опасность заключается в том, что госпредприятия (включая банки) берут внешние займы в СКВ и кредитуют местные компании, получающие выручку исключительно в сумах. Обилие таких операций способно привести к резкой и сильной девальвации национальной валюты. Многие страны СНГ не раз проходили через подобные валютные кризисы.

Консолидация госактивов

Государственные активы нуждаются в консолидации. Сейчас они контролируются Министерством финансов, Агентством по управлению госактивами и иными ведомствами, выступающими акционерами банков и предприятий. Необходима централизация всех активов в одном учреждении для получения полной картины. Тогда и распоряжаться ими (включая приватизацию объектов и выделение стратегических отраслей) получится максимально эффективно.

Стратегия разработана на пять лет. Я считаю, что это приемлемый срок для достижения поставленных целей.

Источник: https://forbes.uz/process/expertise/strategiya_gosfinansov/

Форма обратной связи: